Социальные и коммуникативные навыки в лагерях
22.06.2013
Приезжая в детский лагерь, ребенок оказывается в незнакомой ему атмосфере, где существуют свои законы, правила и традиции. Ему предстоит узнать этот мир от начала и до конца. И этот познавательный процесс постоянно будет завязан на общение с другими людьми.
По приезду дети разделяются на отряды – команды, которые в течение смены будут жить по тем правилам, которым установят от части они сами, отчасти вожатые.
Пребывание в отряде является хорошим вызовом для испытания адаптивных и социальных навыков ребенка. В отряде, как правило, дети разделяются на 4 категории: активные, пассивные, лидер, аутсайдеры. Активисты готовы принимать участия во всех лагерных мероприятиях и открыты к работе в команде. Пассивные, будут все это делать, если им помогут адаптироваться вожатые и убедят, что это интересно. Лидеры сплачивают вокруг себя других ребят и являются помощниками вожатых. Аутсайдеры – это те дети, чьи адаптивные навыки находятся на низком уровне.
В течение смены дети часто переходят из одной категории в другую, лидеры устают и просто становятся активными, пассивные к середине смены становятся активными, а аутсайдеров вожатые подтягивают к общей команде, повышая их социальные и адаптивные навыки путем разъяснительных бесед как с глазу на глаз, так и в отряде. Таким образом, все дети попробуют как минимум 2 роли.
2. Коммуникативные навыки.
Школа – замкнутая система, где через несколько лет все ребята достаточно друг друга узнают и коммуникация притупляется. В лагере же почти все друг друга не знают, что является хорошей платформой для тренировки коммуникативных навыков – налаживание новых знакомств, приобретение новых друзей, расширение мировоззрения и т.д. Ребенок начинает понимать, в каком большем мире он живет, и сколько еще бывает разных людей, с которыми приходится общаться.
3. Самостоятельность.
Одним из важных факторов в детском лагере является то, что рядом нет родителей и, волей-неволей, приходится многие вопросы, которые раньше за ребенка решали родители, решать самому. Вожатый, конечно всегда рядом, но у него помимо отдельного ребенка есть еще от 20-30 человек. Вожатый только устанавливает нормы совместного проживания, а все остальные вопросы ребенок учится решать сам, что, безусловно, развивает его как самостоятельную личность.
Источник: http://www.therival.ru